Про очередной заход создания программы “цифровой экономики” (как пример программы). Полагаю, что данное размышление может быть отнесено и к другим государственным программам и проектам (например, образование, медицина, и пр.)

Судя по тому, что программы, стратегии, дорожные карты и иные тексты федеральной власти про “информационное общество”, “электронное правительство”, а в последнее время “цифровую экономику” раз за разом становятся “ничем” (или максимум поводом обосновать бюджет), имеет смысл поразмыслить над тем, почему так случается.

Причем я далек от мысли, что формирование “пустоты” в таких программах есть “злой умысел”. Если бы это было так, то это было бы слишком просто. Особенно, если учесть тот факт, что к написанию этих длинных и нудных текстов, привлекают иногда вполне себе приличных и компетентных людей. В свете этого, берусь предположить, что есть в этом какая то системная проблема или причина, которая порождает бессодержательные и малопригодные для жизни и деятельности тексты в виде “стратегии информационного общества”, “концепций про электронное правительство”, “системные проекты” и многочисленные “дорожные карты”.

1.
Первый тезис, о причине такого положения дел, который приходит, это то, что в генерируемых текстах отсутствует реальный смысл. Т.е. за словами и предложениями просто нет смысла (или он был, но к моменту написания планов уже исчерпался). Например, можно перечислить с десяток-другой пунктов из программы цифровой экономики где слова узнаваемые, а смысл уже исчерпался и уже гарантированно “не полетит”.

К сожалению, и это факт, из множества участников и нанятых “экспертов” очень немного тех, что могут порождать или хотя бы увидеть смысл, за словами и вещами. Но, даже часть разумных предложений “не лишенных смысла” тонут и растворяются в бессмыслице модных и часто повторяемых слов.

2.
Второй тезис более общий, он состоит в том, что помимо содержания, ключевая проблема в форме и формате создаваемых “планов и программ”. Т.е. существующее “живое содержание” и “живые темы” невозможно сейчас запихнуть в принятый формат “программ”, так как в этих формах все живое сразу “вянет” и “дохнет”. Отсутсвует хоть какая-то форма упаковки, сохранения и трансляции “живых” смыслов.

В связи с этим есть предположение, что для того, что бы описать и далее что то сделать в части государственных задач, нужен новый “язык” и новая форма изложения “проектов и программ” (тут я фиксируюсь на сфере ?Т, но и в части экономики, культуры, медицины, образования похоже та же ситуация). Программы про “новую реальность цифровой экономики” почти нельзя описать в формате текста середины 20 века (”все изменилось”), это как программу “индустриализации 20х годов XX века” писать слогом “повести временных лет”.

Вот похоже что вокруг формата упаковки смыслов и нового представления программ стоит покрутиться и подумать.
PS Стоит отметить, что и программы наших зарубежных коллег UK, ЕС, США и пр. также создаются в логике “прошлых столетий”, так что сейчас мы позаимствовать ничего у них не можем (как минимум не нашел), хотя “игра” и поиск нового “формата” коммуникации, порождения содержания и представления планов действий государства там идет.