Тезис 4
Мероприятия “цифровой экономики” и “международный/глобальный” контекст.

Одна из ключевых “сдвижек” с приходом интернета и ?Т в повседневную и экономическую жизнь стало то, что локальные региональные или страновые планы работают все хуже, ощущая все большее влияние/давление из вне. В первую очередь, если мы говорим о “цифре” и ?Т-коммуникациях, то физические границы перестают играть значимую роль.

Это очень хорошо видно, на примере “электронной коммерции” и “медийных инструментах”. Вне зависимости от планов локального “торгового ведомства” приходят игроки типа Алибабы или Амазона и съедают большую часть рынка электронной торговли разных стран и континентов. Потребление контента идет через FB, youtube, и пр. иностранных ресурсов, которые отъедают аудиторию и переключают внимание с локальных ресурсов на “глобальные” площадки. (кстати, экономика “цифровой торговли” и “цифрового медиа” не нашла свое отражение в разделах программы ЦЭ, наверное уже поздно).

Сейчас идет “отъедание” глобальными игроками тем про “цифровое образование” и “цифровую медицину”. Все больше наших сограждан учится на ресурсах “академии Хана”, “Coursera”, слушают лекции из MIT и Гарварда. Часть населения России лечится в зарубежных клиниках (”медицинский туризм”) и подключаются к системам дистанционной диагностики поликлиник Европы и Америки. По сути, наши западные коллеги оказывают образовательные и медицинские сервисы наиболее платежеспособным гражданам РФ уже сейчас забирая часть рынка.
Вопрос на будущее: какой объем в людях и деньгах заберут с нашего рынка коллеги?

Другой вопрос, уже к нам: Как будем защищать свой рынок “цифровой экономики” образования, медицины и пр., от глобальных игроков (особенно с учетом того, что образование и медицина критически важные государственные институты) ? Как будем конкурировать? и, еще более интересный вопрос, что собираемся делать для того, что бы зайти со своей “цифровой медициной” и “цифровым образованием” в другие страны (хотя бы сколько собираемся собрать с рынков бывших стран СССР?).

Фактор глобализации и того, что для “цифры” нет границ, создает совершенно другой контекст для отраслей “цифровой экономики”. ?нтересно также то, будет ли в показателях “цифровой экономики”, например, такие критерии оценки как:

  • “Количество обучающихся иностранных граждан в системе “цифрового образования” РФ к 2020 году - 300 млн. чел.”
  • “Количество средств полученных от иностранных граждан от обучения в проектах “цифрового образования” РФ к 2020 году - в млрд. $”

PS
“Цифра” сделала прозрачными границы, вопрос насколько “наша” “цифровая экономика”, например, в сфере образования и медицины будет конкурентна глобальной “цифровой экономике” через пять-десять лет.